Как «обычным» подружиться с «особыми»

Недавно моя знакомая обратилась к родителям деток с аутизмом за советом: что рассказать сыну об особых людях? Ольга подытожила наши рекомендации и написала о своём опыте: как помочь обычному ребёнку наладить общение с аутистом.
Отправляя её письмо в газету, я хочу напомнить: все аутисты разные! Как и все люди на Земле. С возрастом (или благодаря коррекционной работе) многие из них учатся справляться со своими эмоциями и контролировать агрессию (как и обычные дети, взрослея, перестают драться и кидаться игрушками), а некоторые вообще спокойные и просто “витают в облаках”. Поэтому чем толерантнее и мудрее будет общество (в том числе и дети), тем больше шансов у «особых» понять этот мир и социализироваться.

«Мой ребенок в школьном лагере попал в одну группу с мальчиком-аутистом. Я узнала об этом случайно, когда сын пожаловался, что один из мальчиков ведет себя агрессивно, и показал след от укуса. Я пошла разбираться.
Вожатый отвел меня в сторонку и сказал, что этот мальчик — аутист, и они просто не успевают за ним следить. Понимаю. Но ведь комфорт и безопасность должны быть обеспечены всем детям!
Оставив взрослых решать проблему на своем уровне, я задумалась о том, что я могу рассказать сыну, чтобы сгладить его общение с особым ребенком. Ведь странное поведение аутиста вызывает у обычного ребенка желание объявить всех аутистов «неадекватами» и «дураками»… Поэтому первое, что надо сделать, — разрушить этот шаблон.
Я рассказала сыну о том, что многие известные ученые были аутистами.
— Почему? — заинтересовался он.
— У нас разные части мозга отвечают за разные навыки. Если один из навыков (а у аутистов это навык общения с окружающими) ослаблен, это место в мозгу используется для других целей. Например, для научных открытий.
Это объяснение не совсем корректно, но для десятилетнего ребёнка подойдет.
— Ух ты! Значит, у них просто другая прошивка! — интерпретировал мой сын.
Так мы сняли негатив, а ребенок открылся для восприятия новой информации. Теперь можно подавать следующий тезис: многие из аутистов при соответствующей помощи могут научиться нормально общаться.
Тут можно привести пример какого-то действия, которое вашему ребенку дается с усилием. Как с языками: говорить на английском можно, но приходится прикладывать много усилий. Аутистам же приходится прикладывать много усилий, чтобы просто общаться.
Потом мы поговорили о том, что «не такие, как все» тоже заслуживают быть полноправными членами общества. И как общество может им, особым людям, в этом помогать (тут мы вспомнили пандусы и говорящие светофоры). И каждый из нас может приложить немного усилий, чтобы сделать мир лучше.
— Я готов помогать, — решил ребёнок.

Это письмо актуально еще и в связи со вступлением в силу Закона «О внесении изменений в Закон Украины «Об образовании» об особенностях доступа лиц с особыми образовательными потребностями в образовательных услугах». В частности, законом вводится понятие «инклюзивное обучение», а статья о среднем образовании, например, теперь дополнена так: «Загальноосвітні навчальні заклади на підставі письмового звернення особи з особливими освітніми потребами, її батьків чи законних представників створюють інклюзивні та/або спеціальні класи для навчання осіб із особливими освітніми потребами». Это означает, что детки, у которых есть потенциал для развития и успешной социализации, смогут учиться рядом с обычно развивающимися детьми, тянуться за ними, лучше понимать жизнь и общество.


Конечно, все родители особых деток мечтают об инклюзивном обучении в обычном классе, о грамотных, специально обученных педагогах и тьюторах. И, естественно, абсолютно всем детям в классе должно быть комфортно учиться. Мы понимаем, что по мановению волшебной палочки или от вступления закона в силу вся система сразу не наладится — нужно время и специалисты. Но если родители объяснят своим детям, что не следует бояться необычных людей, объяснят, как можно построить их общение, — это изменит мир к лучшему!

Ютта КУССУЛЬ, мама особого малыша.

Киев.

Как же вести себя с аутистом:

*  Проговаривать любое действие ДО того, как ты что-то сделаешь. И давать человеку возможность отказаться. То есть не взять за руку, а сказать: «Я сейчас возьму тебя за руку. Можно?»
* Четко объяснять правила игр и не менять их в процессе. Таким детям легче играть в игры с четкими правилами и в разы сложнее — в те, где правила меняются по ходу.
* Аутисты спокойнее чувствуют себя в повторяющейся обстановке: сидеть на одном и том же месте в столовой, раскладывать принадлежности одним и тем же образом. Тут просто не мешай. Запомни, какое место выбрал этот ребенок, и старайся не занимать его.
* Такие дети болезненно воспринимают вторжение в личное пространство (важно, чтобы ваш ребенок сам понимал, что такое личное пространство!). Поэтому начинать разговор с аутистом нужно на бОльшем расстоянии, чем с обычным ровесником.
* Помнить, что им приходится прикладывать больше усилий для общения, значит, и устают от общения они намного быстрее (детям постарше можно рассказать о признаках того, что аутисту нужна пауза, и как ему помочь).

Важно также предупредить своего ребенка, что соблюдение этих правил общения не гарантирует мгновенного изменения в отношениях с аутистом. Ведь если бы кто-то, с кем ты давно в ссоре, внезапно стал вести себя как лучший друг, ты бы тоже ему сразу не поверил? А аутисту намного сложнее изменить свое мнение об окружающих.
Не скажу, что после этих инструкций общение сына с ребенком-аутистом пошло как по маслу. Но до конца смены в лагере они добрались без серьезных конфликтов. И, по словам сына, в какой-то из дней у них даже получилось что-то вроде приятельского общения.

Ольга ВОРОНОВА».