Летний отдых — на подмогу школе

Газета “Голос Украины” №127 от 13.07.17
http://www.golos.com.ua/rus/article/291224

Многие родители сталкиваются с нежеланием детей изучать какой-нибудь предмет в школе или учиться вообще. Некоторые с радостью принимают теорию о том, что люди делятся на гуманитариев и математиков, и оправдывают: «Она гуманитарий, ей не даётся математика». При этом сами дети часто страдают от того, что ту же математику в школе нужно и решать, и сдавать, и оценка в аттестате влияет на общий бал для поступления.

Конечно, при такой ситуации в выпускном классе уже приходится решать проблемы кардинально: принуждать, нанимать репетиторов, стимулировать финансами, гаджетами и другими «плюшками»… Но когда до выпускного класса ещё далеко, можно ли как-то повлиять на еще только зарождающуюся у ребенка нелюбовь к школьным знаниям?
В поисках подходящих методик для обучения своего младшего сына — «особого» ребёнка — я наталкивалась на интересные, на мой взгляд, методы и способы обучения. Ими и хочу поделиться.

Концепция «естественного обучения»

Обратите внимание на один простой, но важный момент: чтобы человек постоянно что-то делал в жизни (учился, читал, работал) нужна либо привычка, либо мотивация. Общеизвестный факт: лучших результатов человек достигает тогда, когда ему интересно. Интерес — наиболее сильная мотивация из всех возможных. Именно он лучше всего ведёт ребёнка по пути естественного развития.
Чтобы малыш заинтересовался и увлёкся чем-нибудь, нужны как минимум две вещи: «питательная среда» и ценность цели. Ребёнок должен видеть — люди могут читать, писать и считать, при этом он должен понимать, что это — достойные и нужные занятия.
Да, необходим естественный интерес — любопытство, заложенное природой. Если вы не видите этот интерес в ребёнке, обратите внимание на то, чем занимаетесь вы, родители, когда он видит вас! Ведь детей привлекает то, что делает окружение. Дети подражают взрослым.
Конечно, они находятся не только дома, и вашему малышу очень повезёт, если он попадет в такой коллектив, где умение читать-писать-считать будет важным и ценным. Но много ли таких коллективов вы встречали на своём пути? Чаще всего приоритеты в детских компаниях другие. Поэтому, если вы хотите привить чаду свои ценности, то создайте соответствующую атмосферу.
Подходящее окружение, естественный интерес плюс нужная информация — и малыш будет с лёгкостью ее запоминать, научится ею пользоваться. При этом не потребуется много времени и сил на принуждение и контроль — он это будет делать сам и с интересом!

Игры, в которые игаете…

Одна из лучших форм подачи информации для малышей — это игра. Играя, дети обретают навыки пользования предметами, изучают их свойства, познают мир. Также учатся отношениям в обществе, правилам поведения, эмпатии, социальным взаимодействиям. Впрочем, информация, поданная в форме игры, хорошо усваивается в любом возрасте. Главное — найти или придумать нужные игры!
Но что делать родителям, если все книги в своей жизни мы уже прочли и читать больше не хочется? Как решать уравнения с двумя переменными, давно забыли. Да и после работы-готовки-стирки-уборки не остаётся сил даже на элементарные кроссворды… Что уж говорить об играх? Ведь в каждой семье сложился определённый уклад, поменять который одним махом невозможно.
Я тоже поймала себя на том, что даже вдохновившись на свершения (буду играть, создавать среду, стану примером для своего ребёнка), не могу вот так «с места в карьер» прийти к сыну и сказать: «С сегодняшнего дня я и сама буду книжки читать, и тебя всячески заинтересовывать». Что же делать?

Начните разговаривать

Однажды, забирая старшего сына из детсада, я, как обычно, спросила: «Что интересного было в садике?» и, как обычно, услышала: «Ничего». Вопросы вроде «что вы кушали-лепили-рисовали, как гуляли» быстро закончились односложными ответами, и мы молча шли домой. Я задумалась о том, как же научить сына делиться со мной своими событиями и переживаниями? И вдруг поняла: так ведь я сама не делюсь с ним ничем из своей жизни! Чего же я хочу от него?
Мне казалось, что в моей жизни слишком много проблем, и делиться ими с ребёнком не нужно, да и не поймёт он… Но, с другой стороны, это нечестно: я хочу искренности в ответ на что?! На сухой вопрос: «Как дела?» С тех пор я стала выбирать что-нибудь из того, что случалось со мной за день на работе или в дороге, и рассказывать сыну.
Постепенно у нас сложились доверительные дружеские отношения. И это, как я сейчас понимаю, стало той самой «питательной средой» для обучения и развития ребёнка. В тот период я работала редактором на телестудии — у нас выходила передача о компьютерах и сетях. Я увлекалась этим. И да, мой старший сын стал программистом…

Знания — рядом

Теперь, рассматривая разные методики воспитания, я убеждаюсь, что использовать естественный интерес ребёнка в подходящей среде — самый надёжный путь. И он при незначительных затратах сил в конечном итоге даёт хороший результат. А материал для обучения — весь мир вокруг!
Если вы хотите, чтобы ребёнок научился считать, не обязательно показывать ему цифры и вдалбливать примеры. Можно на прогулке, по пути из поликлиники или в магазин… посчитать деревья, зелёные машины, ступеньки, шаги, прыжки, прочесть номера на домах, цены на ценниках, сравнить, что стоит больше… Конечно, поначалу произносить это будете вы, главное, чтобы ребёнку это нравилось. Ваша задача — увидеть самим и показать чаду, что, например, математика — это всё вокруг: стук часов и пульс, количество табуреток на кухне и конфет в кармане, много деревьев в лесу и мало у дома. Кусочки пиццы или дольки мандарина объяснят дроби, из которых состоит целое… Читать помогут научить вывески, бирки и ценники…
Лето — прекрасная пора для того, чтобы присмотреться к миру вокруг и поискать в нём то, что заинтересует ребёнка и поможет вам научить его чему-нибудь. И не надо заставлять его сразу читать всё, что задали в школе на лето, если он не любит читать. Пойдите в книжный магазин — пусть ребёнок сам выберет. Даже если он просто посмотрит картинки или походит между полками с книгами, это тоже принесет пользу! Человек хотя бы узнает, насколько огромен и разнообразен мир книг. И ни один гаджет не заменит ощущения бумаги в руках — это сенсорная стимуляция! В любом возрасте.
Кроме этого, родители смогут присмотреться к увлечениям ребёнка и попытаться понять его игры. Главное — начать диалог! А можно найти новые увлечения, которые понравятся и вам тоже. Это же лето — пора увлечений!

Ютта КУССУЛЬ.
Фотоэтюд Людмилы ТКАЧ.